Меню сайта

 
КУЗБАССУ 300 лет

 
Виджет посетителей

 
Мир детства

 
Наш опрос
Что для родителей важнее всего в работе детского сада:
Всего ответов: 112

 
Музыка на сайте

 
Категории раздела
Специалисты [47]

 
Сайты педагогов
Абдулжалилова Т. В.
группа в инстаграме
Бабынина Е. М.
группа в инстаграме
группа в инстаграме
Беляева О. А.
группа в инстаграме
Валько С. А.
группа в инстаграме
группа в инстаграме
Воробьева И. В.
группа в инстаграме
Воробьева Л. В.
Кикоть Е. Н.
группа в инстаграме
Осокина С. В.
группа в инстаграме
Пульканова М. В.
группа в инстаграме
Печенкина Т. Ю.
группа в инстаграме
Скварцова Н. Н.
группа в инстаграме
Старчакова Н. Н.
группа в инстаграме
Терещенко Н. Г.
группа в инстаграме
Черепенко П. Е.
группа в инстаграме

 
Хронограф
Виртуальный музей города Кемерово


Главная

Регистрация

Вход

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" Приветствую Вас Гость | RSS |

МБДОУ №38 Суббота, 17.04.2021, 18:17

 

http://myphonebox.ucoz.ru/skript/syperElochka5.gif
Главная » Файлы » Специалисты

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)
28.01.2011, 10:39
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) 
 
 
    Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста являются нарушение звукопроизношения.
    К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. 

   
    Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.

    1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка). 

    2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т.п.).

    3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

    Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук р — горловой, звук с — зубной, боковой и т.д. 

    Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). 

    Существует система приемов, помогающих в таких случаях определить степень его несформированности. Это задания типа:

    1. определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Нередко дети не улавливают различия между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля;

    2. воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из легких для произнесения звуков типа па-по-пу; па-ба-па.
Затруднения при воспроизведении вызываются неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками и слабым различением последовательности звуков; 

    3. выделить определенный звук из «цепочки» звуков (например, звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш, р и др.);

    4. выделить слог с определенным звуком из ряда слогов (например, слог са из слогов за, ша, са, ча, ща, са и др.);

    5. определить наличие звука в слове (например, звука с в словах санки, шуба, носки, зонт, нос, щука). 

    В подобных заданиях от ребенка не требуется произнесения звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребенок реагирует определенным действием (поднимает руку, фишку или картинку), если услышит заранее обусловленный звук. Названные задания позволяют с большой определенностью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении. 

    Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада).

    У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

    Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.

    Такие дети затрудняются:

    1. в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово); 

    2. в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, — шапка, кошка, душ; нет нужного звука — почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, — сапоги, чайник, щетка;

    3. в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
 

    Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к школе. 
Категория: Специалисты | Добавил: ларочка
Просмотров: 3316 | Загрузок: 0 | Комментарии: 27 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Год памяти и славы 

Рейтинг сайтов 
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Наш сайт 
Оцените наш сайт
Всего ответов: 933

Погода 

Мир науки 

Статистика сайта 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск по сайту 

Время жизни сайта 

Мини-чат 

bus.gov.ru 

gosuslugi.ru 

?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение



Copyright МБДОУ №38 г. Кемерово © 2021 Бесплатный хостинг uCoz